Языковой барьер
Некоторые родители не видят ничего страшного в том, что их малыш "картавит" или "шепелявит", главное — чтобы рос здоровеньким и хорошо кушал, считают они. Но впоследствии именно такие дети становятся частыми гостями психологов, логопедов и прочих специалистов. Дело в том, что безобидные на первый взгляд речевые недостатки могут серьёзно отразиться на дальнейшем развитии ребёнка.
НЕ ФЫФКА, А ФЫФКА!
Нарушение звукопроизношения — не только косметический дефект, но и ощутимое препятствие в овладении письменной речью. Представим, что малыш нечётко выговаривает всего лишь один звук [З]. В 90% случаев, если это не обусловлено механическими причинами (короткая уздечка, неправильное строение языка и т.п.), он ещё и не отличает данный звук от сходных на слух и может путать [З] с [С], [Ш] и некоторыми другими. Ребёнок вырастает, идёт в школу, и его речевое нарушение становится почти или вовсе незаметным. Казалось бы, всё хорошо, но не тут-то было. Из-за неразличения звуков (логопеды называют это нарушением фонематического слуха) новоиспечённый ученик может писать "роса" вместо "роза", "глас" вместо "глаз". И никакие дополнительные занятия и зубрёжка правил тут не помогут. А вот опытный логопед сразу же поймет, что все эти ученические трудности — последствия нарушенного в детстве звукопроизношения, а потом разработает коррекционную программу, направленную на развитие фонематического слуха и речевого внимания.
Бывает, что дети путают буквы, не только обозначающие сходные звуки, но и близкие по начертанию. Так, вышеописанный ученик может смешивать буквы [З] и [В], имеющие общий графический элемент. Занятия с логопедом помогут такому ребёнку развить оптико-пространственные представления (ориентацию на листе бумаги, зрительное восприятие) и преодолеть ошибки.
Итак, очевидно, что нарушения речи, пусть даже на первый взгляд незначительные, ставят овладение грамотой и успешное обучение под угрозу. Не говоря уже о том, что они отрицательно влияют на эмоциональное состояние малыша, его общение со сверстниками, самооценку.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Что же делать, если Вы заметили у своего ребёнка нечёткое произношение или отсутствие звуков, "проглатывание" окончаний слов или другие речевые ошибки? В первую очередь, не паниковать. По данным научных исследований, около 40% детей, не имеющих неврологической или отоларингологической патологии, неверно произносят звуки родного языка. Тем не менее показать малыша специалисту всё-таки стоит. Можно посетить логопеда в детском саду, в поликлинике или в консультативно-диагностическом центре (КДЦ).
Врач расспросит Вас об особенностях течения беременности и родов, этапах развития ребёнка, а также поинтересуется заключениями невролога, отоларинголога и педиатра. На первичной консультации логопед проведёт диагностику всех компонентов речевой системы: проверит произношение звуков, фонематический слух, структуру слова, состояние словаря, грамматический строй речи (умение правильно составлять словосочетания и предложения) и навыки пересказа. Кроме того, он осмотрит артикуляционный аппарат ребёнка, его подвижность, строение и моторику и только после этого поставит диагноз. Это может быть нарушение лишь некоторых составляющих речи, например звукопроизношения и фонематического слуха, или же всех компонентов сразу (такие проблемы называются системными и возникают, как правило, на почве серьёзной неврологической патологии).
После постановки диагноза логопед составит для вашего ребёнка коррекционную программу. Обычно в неё входят индивидуальные занятия, логопедический массаж и оздоровительные процедуры.
Работа с врачом не ограничивается исправлением речи. Занятия включают в себя игры и упражнения на развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения), развитие двигательного аппарата и графо-моторных навыков у дошкольников (со школьниками проводят уроки письма и чтения). Многое зависит и от родителей: на этапе автоматизации (закрепления) звуков необходимо заниматься с ребёнком самостоятельно! Вы можете проводить и сеансы артикуляционной гимнастики — это комплекс специальных упражнений для выработки правильных звуков (см. Практикум). Может случится так, что логопед порекомендует малышу посещать специализированный детсад и направит Вас на психолого-медико-педагогическую комиссию, где уточнят диагноз и дадут направление. Пусть Вас ни в коем случае не пугают названия учреждений и страшные слова в медицинских заключениях. Подумайте о том, что лучше сейчас отвести ребёнка в садик компенсируюшего типа и успеть скорректировать речевое нарушение к школьному возрасту.
ПАМЯТКА
Какие нарушения речи выделяют современные логопеды и
что они означают?
НАРУШЕНИЯ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ
(в детских садах используют диагноз ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и отсутствии неврологических дефектов речевого аппарата. Часто при этом заболевании страдает и фонематический слух. Дислалия бывает механической (когда нарушение вызвано аномалиями в строении речевого аппарата) и функциональной, а также сложной (несколько групп звуков) и простой (1 звук или звуки одной группы).
Дизартрия — нарушение звукопроизношения и проблемы с воспроизведением речи (голоса, темпа, мелодики, интонации, плавности), вызванные недостаточным поступлением нервных импульсов в мышцы. Ребёнку трудно произносить звуки и слова, потому что подвижность его языка, губ, щек ограничена. Дизартрия всегда развивается на фоне органического поражения нервной системы — родовая или внутриутробная травмы и последствия заболеваний, перенесённых в раннем возрасте (менингит, энцефалит), ДЦП. Наиболее часто встречается так называемая стертая форма дизартрии, т.е. минимальные проявления нарушения при очень слабо выраженной, а то и вовсе неустановленной неврологической патологии. Важно, чтобы логопед провёл дифференциальную диагностику и назначил адекватную коррекцию.
Ринолалия — нарушение звукопроизношения и речевоспроизведения, вызванное аномалиями в строении речевого аппарата (расщелины мягкого и твёрдого неба или губы). Ринолалия требует оперативного вмешательства, а затем тщательной логопедической работы. Если произношение исправлено, а сохраняется только назальный ("в нос") тембр голоса, такое нарушение называется ринофонией.
СИСТЕМНЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, ИЛИ ОНР (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ)
В этом случае ребёнку трудно произносить звуки, он пропускает или переставляет местами слоги, его словарный запас беден, предложения не согласованы, а самостоятельная речь ограничена. Системные нарушения возникают не сами по себе, а, как и дизартрия, на почве органического поражения нервной системы, только поражаются не нервы, а непосредственно участки коры головного мозга, отвечающие за речевую функцию.
Алалия — недоразвитие речи. Возникает вследствие незрелости клеток в определённых участках коры головного мозга. Логопеду важно отграничить алалию от задержки речевого развития.
Афазия — распад речи, возникает у взрослых и детей после 3 лет в результате органического поражения клеток мозга (как правило, из-за травмы и перенесённых заболеваний).
ОТДЕЛЬНО ЛОГОПЕДЫ ВЫДЕЛЯЮТ ЗАИКАНИЕ И ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Задержка речевого развития — имеется в виду стойкая задержка речевого развития, а не вариативность сроков появления звуков, зависящая от индивидуальных особенностей ребёнка. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, характеризующееся судорожными запинками. Часто возникает в результате психической травмы или перенапряжения.
Матвеева (Ерохина) Екатерина, логопед, специальный психолог
"Mamas&Papas", № 9, 2010
Матвеева Екатерина Алексеевна
Логопед-дефектолог
Образование:
- Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина, дефектологический факультет;
- Курс повышения квалификации на тему: "Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии" учебного центра "Логопед Мастер".
Специализация:
- Комплексное логопедическое обследование детей в возрасте от 1.5 лет;
- Разработка коррекционной программы по преодолению нарушений речи с использованием логопедических и психокоррекционных методик;
- Проведение индивидуальных занятий по коррекции произношения, фонематического слуха, развитию грамматических умений и навыков связной речи, а также по устранению и профилактике специфических нарушений чтения и письма;
- Логопедический массаж специализированным прибором;
- Консультативная работа с родителями, обучение методам развития и коррекции речи детей.
Стаж работы: практической - 5 лет.